февраль
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889)
Писатель, революционный демократ, экономист и философ, один из первых пропагандистов идей кооперации в России. Родился Николай Чернышевский в Саратове в семье протоиерея. Учился в духовной семинарии, окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета. В 1855 г. защитил магистерскую диссертацию.

Двумя годами раньше из Саратова переехал в столицу, где стал сотрудником журналов "Отечественные записки" и "Современник". Вскоре он занял в "Современнике" ведущее положение, многие его произведения увидели свет в этом журнале.

В период подготовки отмены крепостного права ("крестьянской реформы") Чернышевский придерживался тактики разоблачения "верхов", вёл линию на создание широкого антикрепостнического фронта. Рассуждая о грядущих судьбах крестьянской общины, начал пропаганду социалистических идей. При этом оставался социалистом утопическим.

Летом 1862 г. он был арестован за недоказанную причастность к написанию антикрепостнической прокламации. Два года провёл в крепости, был осуждён на 7 лет каторги и 12 лет ссылки. Из Сибири вернулся в 1883 г.

Н. Г. Чернышевский, как и другой социальный мыслитель - Герцен, был родоначальником народничества.

В России с идеей кооперации прежде всего соприкасалась теория общинного (крестьянского) социализма, народническая "артельная'" идеология. Средневековые крестьянские общины идеализировались и рассматривались как экономические "зародыши" социализма, перейти к которому считалось возможным, минуя капиталистическую стадию развития. Для спасения страны от "язвы" буржуазной цивилизации революционные народники предлагали осуществить победоносное крестьянское восстание, установить народное правление, наделить крестьян землёй и организовать её коллективную обработку, то есть поднять общину до уровня сельскохозяйственных кооперативов (артелей, товариществ). Предполагалось, что в городах трудящиеся создадут промысловые артели (кооперативы) как основу крупной промышленности.

Правда, позднее Чернышевский отказался от своих взглядов на общину и говорил, что за прежнюю ошибку он стыдится самого себя.

Между тем западноевропейская идея кооперации тоже стала проникать в Россию. Журнал "Современник" в январском номере за 1859 г. поместил большую статью Н. А. Добролюбова "Роберт Овен", посвящённую духовному отцу кооперативного движения, предлагавшему устроить "земледельческие и мануфактурные поселения единства и взаимной кооперации". В апрельском номере этого издания за 1860 г. увидела свет обстоятельная статья "Рочдельское общество взаимного вспомоществования" - об известном кооперативе английских рабочих. Ещё до своего ареста Чернышевский опубликовал в "Современнике" статью "Капитал и труд", в которой
много места уделил обоснованию идеи необходимости товарищеской (кооперативной) формы организации производства.

Терминов "кооперация", "кооператив" в статье нет; но, как известно, товарищество является синонимом слова "кооператив". Автор ведёт речь о задаче создания трудящимися промышленно-земледельческих товариществ. Последние описаны им как добровольные самоуправляемые не только производственные, но также потребительские объединения, участие в которых стимулируется обеспечением дешёвым жильём, экономией в расходах на потребление. Члены товарищества, писал Чернышевский, могут брать, если захотят, всякие нужные им вещи из магазинов товарищества по оптовой цене, которая гораздо дешевле обыкновенной, розничной. Заводить товарищества предлагалось за счет ссуды государства, которая потом погашается из доходов товарищества. Похоже, что здесь сказалось влияние французского социалиста л. Блана, который предлагал создавать кооперативы на средства государства, объявленного им "банкиром для бедных".

Тем не менее Чернышевский доказывал преимущества товарищества трудящихся перед предприятием отдельного хозяина -капиталиста. Благодаря товарищеской форме производства будет обеспечена экономическая самостоятельность работников, которые будут трудиться более усердно, понимая, что работают для собственного потребления, своей выгоды. Кроме обычной заработной платы, участники товарищества смогут получать долю прибыли, созданной в результате совместных трудовых усилий. Автор статьи убеждённо заявляет, что "производство должно иметь форму товарищества трудящихся", Эту новую "теорию трудящихся" он противопоставляет прежней "теории капиталистов".

После своего ареста заключенный в Петропавловскую крепость Чернышевский написал знаменитый роман "Что делать?", который появился в мартовском, апрельском и майском номерах того же "Современника" за 1863 г. Развивая ранее сформулированную им идею товарищеской формы производства, автор произведения показывает, как можно воплотить её в жизнь. Роман пропагандировал артельную организацию труда в пошивочной мастерской героини Веры Павловны. Показано, как вокруг кооперативной мастерской вырастают кооперативный магазин на Невском проспекте для сбыта готовых изделий, ссудный кооперативный банк, похожее на зачаток потребительского общества агентство. Проводится ценная мысль о том, что кооперация позволяет непосредственно соединить труд и собственность.

Что дала артель женщинам, её заинтересованным участницам?

"Вместо бедности, - отвечает на этот вопрос Чернышевский, - довольство; вместо грязи - не только чистота, даже некоторая роскошь комнат; вместо грубости - порядочная образованность; всё это происходит от двух причин: с одной стороны, увеличивается доход швей, с другой - достигается очень большая экономия в расходах.

Ты понимаешь, отчего они получают больше дохода: они работают на свой собственный счёт, они сами хозяйки; потому они получают ту долю, которая оставалась бы в прибыли хозяйки магазин. Но это не всё: работая в свою собственную пользу и на свой счёт, они гораздо бережливее и на материал работы и на время; работа идёт быстрее и расходов на неё меньше.

Понятно, что и в расходах на их жизнь много сбережений. Они покупают всё большими количествами, расплачиваются наличными деньгами, поэтому вещи достаются им дешевле, чем при покупке в долг и по мелочи; вещи выбираются внимательно, с знанием толку в них, со справками, поэтому всё покупается не только дешевле, но и лучше, нежели вообще приходится покупать бедным людям".

Публикации Чернышевского всегда вызывали у отечественной общественности большой интерес, а у героини Веры Павловны были даже подражательницы, организовавшие женские артели. Именно в середине 1860-х гг. в нашей стране стали возникать ранние ссудные товарищества, промысловые артели, потребительские общества, сыроваренные артели, кассы взаимопомощи с заёмно-ссудными операциями, кооперативные столовые на уставе. В январе 1864 г. в Саратове земляки писателя - рабочие и ремесленники - открыли коллективную мастерскую, действовавшую в течение нескольких месяцев.

Самого Чернышевского в начале прошлого века иногда называли первым теоретиком русской кооперации. Конечно, личность этого крупного мыслителя заслуживает уважения. Но задачи разработки собственной теории кооперации он не ставил. Испытав влияние гуманистов и реформаторов Р. Оуэна и Ш. Фурье", он лишь популяризировал некоторые их идеи, ознакомил россиян с западноевропейским учением о кооперации.

Этим самым Н. Г. Чернышевский, безусловно, сыграл большую роль в подготовке массового кооперативного движения в России.


________________________________
Соч.: Что делать? М. 1984; Соч.: В 2 т. Т. 2. М. 1987.

Лит.: Фuzовская Н. К. "Идеал общественного благосостояния" Н. г. Чернышевского / / Кооперация. Страницы истории: В 3 т.
Т. 1. Кн. 1. С. 157-170; Утопический социализм: Хрестоматия / Под

общ. ред. А. И. Володина. М. 1982. С. 427-447; Киста'Н-ов. С. 66; Д'Н-е-
пр
оеский. С. 29, 34-37; Файн. С. 281; СероваЕ. В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР. М.1991. С. 24,25; Назаров. С.10; ЭЭПЭ. Т. 4.
С. 397-399; Творцы. С. 123-134.

Источник: Кооператоры России: история кооперации в лицах / К.И. Вахитов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016 – 568 с.
Интересно?
А теперь ответь, пожалуйста, на несколько вопросов. Возможно, именно ты выиграешь главный приз!
Made on
Tilda